top of page
Altstates.Net

Индукция изменённых состояний сознания с помощью технологии бинауральных ритмов

Индукция изменённых состояний сознания с помощью технологии бинауральных ритмов


Ф. Холмс Этуотер

Руководитель исследований Института Монро (США)


F. Holmes Atwater

Research Director

The Monroe Institute, 62 Roberts Mountain Road, Faber, VA 22938-2317


Proceedings of the 8th International Symposium on New Science, 1997, pp. 11–15. [Оригинал]


Пер. с англ. © Александра Никулина, Евгений Пустошкин, Олег Бочарников (под ред. Евгения Пустошкина), специально для Altstates.Net, 2020


Аннотация


Благоприятное воздействие изменённых состояний сознания (снятие стресса, улучшение качества сна, вхождение в интуитивные, творческие, медитативные, целительные и ускоряющие обучение состояния) обязательно включает изменение либо уровня активации нервной системы, либо содержания познавательных (когнитивных) процессов, либо и того, и другого. Расширенная модель ретикулярно-таламической активирующей системы представляет собой нейрональный механизм, регулирующий общие уровни активации нервной системы (циклы сна, активности и отдыха, малые физиологические циклы [менее 20 часов, — прим. пер.] и др.), а также паттерны процесса активации, характерные для поведения и познавательной (или когнитивной) деятельности. Корковые атрибуты, или содержания, сознания являются результатом воздействия социально-психологического обусловливания, а также зависят от элементарной когнитивной ясности (cognitive acuity). Эти внешние факторы сознания (степень активации и содержание) составляют переживание сознавания «себя» в первом лице. Эффективное введение в благоприятные состояния сознания, следовательно, требует многомерного подхода, включающего сенсорно-информационные стимулы, социально-психологическое обусловливание, а также обучение. Бинауральные ритмы, являющиеся сенсорно-информационным стимулом, передают в ретикулярную активирующую систему информацию, потенциально способствующую изменённым состояниям сознания, а это, в свою очередь, изменяет уровень возбуждения, или активации, нервной системы, фокус внимания, а также уровень осознавания, или осознанности (т. е. основополагающие элементы сознания как такового). В комплексе с другими методами сенсорно-информационного воздействия, инструментами социально-психологического обусловливания и образовательными подходами бинауральные ритмы могут дать выход на многообразие практических приложений и субъективного опыта расширенных состояний сознания.


Введение


Состояния сознания представляют собой соединение дискретных, но при этом распределённых по коре головного мозга очагов возбуждения (активации), к которым привязаны специфические содержания. Расширенная ретикулярно-таламическая активирующая система (РРТАС) отвечает за регуляцию общего уровня возбуждения, а также за индивидуальные особенности внешних проявлений активации (Newman 1997). Считается, что определённые содержания сознания, с точки зрения нейробиологии, имеют корковую природу. Эти корковые атрибуты являются результатом воздействия социально-психологических факторов, а также зависят от элементарной когнитивной ясности (elemental cognitive acuity).


Эффективная индукция благоприятных изменённых состояний сознания, следовательно, требует многомерного подхода, включающего как сенсорно-информационные стимулы, так и социально-психологические факторы и образование. Основной сенсорно-информационной техникой, направленной на стимулирование благотворных изменённых состояний сознания, является техника помещения индивида на короткие периоды времени (менее чем на 2 часа) в среду, крайне бедную на стимулы. Два наиболее часто используемых варианта этой техники — это лежание в постели в темной звукоизолированной комнате или флоатинг [сенсорная депривация], то есть пребывание в ёмкости с водой телесной температуры, обладающей достаточным водоизмещением для того, чтобы тело могло держаться на поверхности, в тёмном звукоизолированном помещении (Turner & Fine 1985). Метод Ганцфельда является другим эффективным методом стимулирования благотворных изменённых состояний сознания (Hutchinson 1986). Во время данных периодов ограниченной сенсорной стимуляции РРТАС является особенно чувствительной к другим стимулам. Такая сенсорная информация, как запахи, цвета, музыка, прикосновения и бинауральные ритмы, может способствовать непосредственным изменениям в сознании путём кортико-таламической адаптации. Коль скоро сознание представляет собой синтез нейрональной активации и содержания, изменённые состояния сознания могут также быть вызваны благодаря изменению познавательных (когнитивных) навыков у реципиента и социально-психологического воздействия на него. Методы социально-психологического обусловливания могут модифицировать установки, ожидания, мотивацию и т. д., в то время как различные образовательные подходы могут развивать познавательные навыки.


Метод сенсорной стимуляции, известный как бинауральные ритмы, может эффективно индуцировать изменённые состояния сознания, если он используется в качестве одной из составляющих многомерного процесса, включающего в себя социально-психологическое обусловливание и образование. Индивиды, находящиеся в среде с крайне ограниченной внешней стимуляцией, подвергаются воздействию сложных бинауральных ритмов, наложенных на музыку, «розовый шум» (pink sound), а также подходящие звуки природы. Розовый шум представляет собой «белый шум» (подобный шипению телевизора после окончания передач), приспособленный для человеческого слуха посредством усиления низкочастотных компонентов и сокращения высокочастотных, что делает звук более естественным и приятным. Бинауральные ритмы в соединении с эффектами других воздействий, о которых говорилось выше, по всей видимости, регулируют очаги возбуждения и способствуют переживанию изменённых состояний сознания в первом лице, поскольку являются источником информации для РРТАС.


Бинауральные ритмы и физиология мозга


Бинауральные колебания связаны с электроэнцефалографической реакцией мозга на определённые частоты. Существование такой реакции было продемонстрировано Остером (1973) а также в ходе исследования остроты слуха (Hink et al. 1980). Множество других исследований продемонстрировали наличие реакции мозга на звуковые стимулы. Данная реакция была зафиксирована в мозге в зоне макушки. Эта электроэнцефалографическая активность была названа «частотно-обусловленной реакцией» (frequency-following response), поскольку период колебания фиксируемых волн (количество циклов в секунду) соответствует основной частоте звукового стимула (Smith, Marsh & Brown 1975). Проще говоря, если частота звукового стимула – 24 Гц, то соответствующая электроэнцефалограмма зафиксирует (используя усреднённые данные о временных интервалах) частотно-обусловленную реакцию, частота которой также будет 24 Гц. Данный ответный сигнал, однако, очень слаб, и представляет собой лишь небольшой фрагмент общей электроэнцефалограммы. Он сам по себе не описывает изменения в сознании.


Считается, что активность мозговых ритмов (волн мозга) и связанные с ней состояния сознания регулируются ретикулярной формацией мозга, которая стимулирует работу таламуса и коры головного мозга.


Эта расширенная ретикулярно-таламическая активирующая система (РРТАС) регулирует целый ряд функций, отвечающих за работу сознания (Newman 1997). Слово «ретикулярный» переводится как «сетевидный», и нейрональная ретикулярная формация представляет собой обширную, рассеянную, сетевидную область ствола головного мозга (Anch et al. 1988). Ретикулярная активирующая система (РАС) обрабатывает информацию, поступающую как от внутренних стимулов, эмоций, установок, убеждений, так и от внешних сенсорных стимулов, а также реагирует на эти стимулы посредством регуляции уровня возбуждения нервной системы, фокуса внимания и уровня осознавания (или осознанности) — то есть основополагающих элементов сознания как такового (Empson 1986; Tice & Steinberg 1989). Таким образом, ретикулярная формация мозга воздействует на таламус и кору головного мозга и отвечает за то, как мы интерпретируем информацию, реагируем и отвечаем на нее, а также контролирует внимательность и уровень активации нервной системы (Empson 1986). «Вероятно, базовые механизмы, лежащие в основе сознания, тесно связаны с ретикулярной системой ствола мозга…» (Henry 1992). Согласно модели РРТАС, бинауральные ритмы порождают изменения ритмической структуры ЭЭГ-паттернов коры головного мозга, а следовательно — наше сознание в первом лице, как результат кортикально-таламических связей, подстраивается под ту информацию (колебательные сигналы бинауральных ритмов), которая поступает в ретикулярную формацию среднего мозга.


Бинауральные ритмы были открыты в 1839 году немецким экспериментатором Г. В. Дове. Человеческая способность «слышать» бинауральные ритмы по всей видимости является результатом эволюционной адаптации. Человеческое ухо может распознавать бинауральные ритмы, если частота несущего сигнала не более 1000 Гц (Oster 1973). У человека появляется ощущение того, что он «слышит» бинауральные ритмы, когда два звука примерно одинаковой частоты (несущие сигналы-тона) подаются в разные уши, и мозг улавливает различие в периодах колебаний данных звуков. Это различие в периодах колебаний обыкновенно дает слушателю информацию об источнике звука, но если данные звуки подаются через стереонаушники или колонки, то мозг объединяет их, что вызывает ощущение третьего звука, который и называется бинауральным ритмом. Восприятие бинауральных ритмов, вероятно, возникает в верхнем оливном ядре ствола головного мозга — месте контралатеральной интеграции звуковых импульсов (Oster 1973). Эти звуковые сигналы по нервным путям передаются в ретикулярную формацию (Swann et al. 1982) и одновременно с этим к коре головного мозга, где их воздействие можно объективно измерить как частотную характеристику (Oster 1973; Smith, Marsh, & Brown 1975; Marsh, Brown & Smith 1975; Smith et al. 1978; Hink et al. 1980). Эта объективно измеренная частотно обусловленная реакция подтверждает, что ощущение бинауральных ритмов оказывает неврологическое воздействие.


Использование бинауральных ритмов


Групповые взаимодействия, психологическое консультирование, направляемые визуализационные упражнения, аффирмации, интроспекция, рефрейминг и ориентация по цели — все это безопасные и эффективные способы изменить индивидуальное социально-психологическое обусловливание и ограничивающие системы убеждений. Согласно модели РРТАС, передача сигналов между префронтальной корой и медиальным дорсальным ядром, а также косвенные взаимодействия с ретикулярным ядром (Newman 1997) позволяют изменить социально-психологическое обусловливание не только напрямую, через содержание сознания, но и через изменение уровня возбуждения, связанного с этим содержанием.


Когнитивные навыки можно улучшить с помощью образовательных программ — направленного чтения, лекций, мультимедийных презентаций, структурированных групповых обсуждений и т. п. Улучшив свою когнитивную проницательность, люди могут ощутить, что их точка зрения расширяется — возникают новые мысли, уникальные идеи, масштабные концепции (все это относится к содержанию сознания).


Кортико-таламическая адаптация к этим новым способам восприятия (перспективам) вызывает благоприятные состояния сознания.


Бинауральные ритмы можно с легкостью генерировать на низких частотах (< 30 Герц), характерных для энцефалографического спектра (Oster 1973; Atwater 1997). Бинауральные ритмы на дельта- (от 1 до 4 Герц) и тета-волнах (от 4 до 8 Герц) часто сопровождаются сообщениями о расслабленном, медитативном и творческом состояниях (Hiew 1995), сенсорной интеграции (Morris 1990), а также используются в качестве вспомогательного средства для засыпания (Wilson 1990; Rhodes 1993). Аудиотренинги [направляемые медитации — audio-guidance training] с использованием низкочастотных бинауральных ритмов совместно с когнитивной терапией помогают снизить симптомы депрессии у пациентов, страдающих алкоголизмом (Waldkoetter & Sanders 1997). Бинауральные ритмы в альфа-частотах (от 8 до 12 Гц) усиливают альфа-ритмы головного мозга (Foster 1990), а бинауральные ритмы в бета-частотах (как правило, от 16 до 24 Гц) связывают с сообщениями об усилении концентрации и внимательности [алёртности] (Monroe 1985), улучшении памяти (Kennerly 1994) и развитии сконцентрированного внимания среди взрослых пациентов с умственной отсталостью (Guilfoyle & Carbone 1996).


Формы применения метода бинауральных ритмов для достижения благоприятных состояний сознания, о которых сообщают исследователи, варьируются от релаксации, медитации, снижения стресса, обезболивания, медицинской помощи (Carter 1993) и обогащения учебного процесса до усиления интуиции, экстрасенсорного восприятия [дальновидения] (McMoneagle 1993), развития телепатии и внетелесных переживаний. Эффективность бинауральных ритмов в изменении состояний сознания подтверждается согласованными сообщениями от тысяч пользователей, а также задокументированными физиологическими реакциями, которые возникают в результате применения этой технологии.


Исследования, основанные на энцефалографии, предоставляют объективные и измеримые доказательства воздействия бинауральных ритмов на сознание. Поскольку ретикулярная активирующая система (РАС) регулирует энцефалографическую активность коры головного мозга (Swann et al. 1982), электроэнцефалография успешно фиксирует функционирование РАС. Существует несколько независимых исследований с использованием ЭЭГ (Foster 1990; Sadigh 1990; Hiew 1995 и другие), которые позволяют предположить, что бинауральные ритмы вызывают изменения в электроэнцефалографической активности мозга. Поскольку ретикулярная активирующая система отвечает за регуляцию ЭЭГ (Swann et al. 1982; Empson 1986), эти исследования показывают поддающиеся оценке изменения в работе РАС, которые возникают под воздействием бинауральных ритмов.


Выводы


Технология бинауральных ритмов в сочетании с многомерным подходом социально-психологического обусловливания и образовательного воздействия предоставляет доступ к множеству благоприятных состояний сознания, переживаемых в первом лице. Будучи эффективным и безопасным, метод бинауральных ритмов имеет множество сфер применения, которые включают, в частности, релаксацию (расслабление), медитацию, повышение креативности, развитие интуиции, усиление обучаемости, улучшение сна и самочувствия, а также личное исследование расширенных состояний сознания.


Библиография


Anch, A.M., Browman, C.P., Mitler, M.M. & Walsh, J.K. (1988). Sleep: A Scientific Perspective. (Englewood Cliffs: Prentice Hall), pp. 96-97.


Atwater, F.H. (1997). “The Hemi-Sync process”. http://www.MonroeInstitute.org/research/


Carter, G. (1993). Healing Myself. (Norfolk: Hampton Roads Publishing Company).

de Quincey, C. (1994). “Consciousness all the way down?”. Journal of Consciousness Studies, 1 (2), pp. 217-229.


Empson, J. (1986). Human Brainwaves: The Psycological Significance of the Electroencephalogram. (London: The Macmillan Press Ltd.)


Foster, D. S. (1990). “EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beat stimulation combined with alpha biofeedback”. Hemi-Sync Journal, VIII (2), pp. 1-2.


Guilfoyle, G. & Carbone, D. (1996). “The facilitation of attention utilizing therapeutic sounds”. Presented at the New York State Association of Day Service Providers Symposium, October 18, 1996, Albany, New York.


Henry, J.P. (1992). Instincts, Archetypes and Symbols: An Approach to the Physiology of Religious Experience. (Dayton: College Press).


Hiew, C. C. (1995). “Hemi-Sync into creativity”. Hemi-Sync Journal, XIII (1), pp. 3-5.


Hink, R. F., Kodera, K., Yamada, O., Kaga, K., & Suzuki, J. (1980). “Binaural interaction of a beating frequency following response”. Audiology, 19, pp. 36-43.


Hutchison, M. (1986). Megabrain. (Beech Tree Books). pp. 261-281.


Kennerly, R. C. (1994). “An empirical investigation into the effect of beta frequency binaural beat audio signals on 4 measures of human memory”. (Department of Psychology, West Georgia College, Carrolton, Georgia).


McMoneagle, J. (1993). Mind Trek. (Norfolk: Hampton Roads Publishing Company).


Marsh, J.T., Brown, W.S., & Smith, J.C. (1975). “Far-field recorded frequency-following responses: Correlates of low pitch auditory perception in humans”. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 38, pp. 113-119.


Monroe, R. A. (1985). Far Journeys. (New York: Doubleday).


Morris, S.E. (1990). “Hemi-Sync and the facilitation of sensory integration”. Hemi-Sync Journal, VIII(4), pp. 5-6.


Newman, J. (1997). “Putting the puzzle together Part I: Toward a general theory of the neural correlates of consciousness”. Journal of Consciousness Studies, Vol. 4 No. 1, pp. 47-66.


Oster, G. (1973). “Auditory beats in the brain”. Scientific American, 229, pp. 94-102.


Rhodes, L. (1993). “Use of the Hemi-Sync super sleep tape with a preschool-aged child”. Hemi-Sync Journal, XI(4), pp. iv-v.


Sadigh, M. (1990). “Effects of Hemi-Sync on electrocortical activity”. http://www.MonroeInstitute.org/research/


Smith, J.C., Marsh, J.T., & Brown, W.S. (1975). “Far-field recorded frequency-following responses: Evidence for the locus of brainstem sources”. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 39, pp. 465-472.


Smith, J.C., Marsh, J.T., Greenberg, S., & Brown, W.S. (1978). “Human auditory frequency-following responses to a missing fundamental”. Science, 201, pp. 639-641.


Swann, R., Bosanko, S., Cohen, R., Midgley, R., & Seed, K.M. (1982). The Brain - A User’s Manual. p. 92. (New York: G. P. Putnam’s Sons).


Tice, L. E. & Steinberg, A. (1989). A Better World, A Better You. pp. 57-62. (New Jersey: Prentice Hall).


Turner, J.W. & Fine, T.H. (1985) “Effects of restricted environmental stimulation therapy (REST) on self-control of heart rate”. Health and Clinical Psychology pp. 477-490. (Elsevier Science Publishers B.V. North-Holland).


Waldkoetter, R. O. & Sanders, G. O. (1997). “Auditory brain wave stimulation in treating alcoholic depression”. Perceptual and Motor Skills, 84, p. 226.


Wilson, E. S. (1990). "Preliminary study of the Hemi-Sync sleep processor". Colorado Association for Psychophysiologic Research.

Comments


bottom of page